Протокол заседания и презентация от 28 мая 2008 г. 10:30 Москва, ул. Новогиреевская, д. 3А, ЦНИИ Эпидемиологии Участвовали: Якимова М., ЦНИИ Туберкулеза РАМН Малиев Б. М., НИИ Фтизиопульмонологии 1 ММА им. И. М. Сеченова Минздравсоцразвития Зайцева Е., Открытый институт здоровья населения Марков А. А., Фонд «Российское здравоохранение» Наркевич М. И., общественная организация «Медантиспид» Пчелин И. В., Общественное движение по борьбе со СПИДом «Шаги» Бионышев М. Е., Фонд «Российское здравоохранение» Смирнов С., РОО Сообщество ЛЖВ Голяев Д. А., Фонд «Российское здравоохранение» Афанасьев Н. Ю., Агентство США по международному развитию Вильковский А. Б., Российский Красный Крест Пряничникова М. В., Трансатлантические партнеры против СПИДа Малахов К. Ю., Всемирная Организация Здравоохранения Шегай М. В., Фонд «Российское здравоохранение» Пономаренко О. И., Фонд «Партнеры во имя здоровья» Смирнов С., РОО Сообщество ЛЖВ Ю.Юлина, Всемирная Организация Здравоохранения Злобин А., РОО «Сообщество ЛЖВ» Агафонов А. И., Благотворительный Фонд Российского Красного Креста Белиловский Е. М., Всемирная Организация Здравоохранения Якубовяк В., Всемирная Организация Здравоохранения Салахутдинова С. К., Всемирный Банк Тестов В. В., Всемирная Организация Здравоохранения Председательствующий: акад. В. В. Покровский Секретарь: Л. В. Коршунова Повестка дня: 1. Краткое сообщение об итогах подачи запроса на продолжение финансирования (Фаза 2) гранта 5-го раунда — докладчик Виталий Жумагалиев, Всероссийская Сеть Снижения Вреда. 2. О заявке на 8 раунд ГФ — докладчик представитель рабочей группы по туберкулезу СКМ М. Е. Бионышев. Обсуждение. 3. Уточнение состава СКМ. Включение в состав СКМ новых членов. Замечания по повестке дня: докладчик по первому вопросу в заседании не участвовал в связи с отсутствием в Москве. Заседание открыл акад. В. В. Покровский. Он зачитал повестку дня заседания, заметив по вопросу о составе СКМ, что необходимо подумать, как укрепить СКМ новыми членами, которые будут активно поддерживать его, и освободиться от членов, которые не принимают участия в работе СКМ. Затем выступил М. Е. Бионышев. В своей презентации проекта заявки на 8 раунд ГФ по борьбе с туберкулезом докладчик остановился на основных отличиях проекта 8 раунда. Предпосылками для подготовки заявки являются неблагоприятная эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в России, при наличии возможности привлечения денежных средств для реализации проекта, а также человеческих ресурсов, способных реализовать проект. Принципы, которыми руководствовалась рабочая группа при подготовке заявки были: использование достоверных источников статистической информации, привлечение компетентных экспертов для определения приоритетов проекта, формулирования цели и задач, отбора организаций, чьи заявки соответствуют цели проекта, использование уроков проектов 3 × 4 раундов ГФ, отбор мероприятий, дающих ощутимый эффект в краткосрочной перспективе,. При подготовке были учтены также замечания членов СКМ по проекту заявки 7 раунда. Основываясь на опыте проекта 4 раунда, в заявку 8 раунда не включены ремонтные работы; в связи с высокой текучестью кадров увеличено число тренингов за счет повторных; в разработке тем тренингов принят во внимание невысокий уровень подготовки менеджеров среднего звена (заведующих отделениями и главных врачей) по вопросам организации и управлениями противотуберкулезными проектами; отсутствие опыта проведения конкурсных отборов, а также относительный дефицит препаратов 2 ряда у поставщика. Докладчик остановился на этапах разработки заявки, которые включают принятие решения СКМ о подготовке заявки, отбор проектов от заинтересованных организаций, составление проекта заявки, рассмотрение на заседании СКМ, доработка в соответствии с замечаниями и рассмотрение на следующем заседании СКМ, голосование, представление в ГФ. В структуре заявки основные направления проекта включают противодействие мультирезистентному туберкулезу, поддержку пациентов, улучшение диагностики, ТБ/ВИЧ, поддержку коммуникаций и социальной активности. Далее докладчик подробно остановился на бюджете заявки, ожидаемых результатах, индикаторах, системе мониторинга и оценки, сильный сторонах проекта и рисках (реформа системы здравоохранения, возможное изменение законодательства в регионах, низкое качество работы НКО или небольшое количество сильных НКО в регионах), путях преодоления возможных проблем. В числе ожидаемых результатов от реализации — создание предпосылок для снижения распространенности мультирезистентных форм туберкулеза в стране, внедрение современных методик лечения, укрепление системы эпидемиологического мониторинга, развитие программ формирования приверженности к лечению пациентов, усиление адвокации борьбы с туберкулезом на уровне федеральных и региональных властей. Докладчик отметил, что у проекта 8 раунда будет больше возможностей для своевременных поставок препаратов 2 ряда, если будет ускорено принятие законодательства о ввозе незарегистрированных в России лекарственных средств. После доклада были заданы следующие вопросы: В. И. Наркевич отметил убедительность представленных данных и насущную необходимость проведения предложенных мер. Во время подготовки заявки были ли рабочие контакты с МИДом и МинФином? М. Е. Бионышев: Во время подготовки заявки представители МИДа и МинФина не принимали участие в работе рабочей группы. Возможно, это связано с переходным периодом и кадровыми изменениями в министерствах. Второе — при оценке масштабов эпидемии и необходимости экстренных мер в странах Глобальный Фонд принимает во внимание эпидемиологическую обстановку в стране, мнение политиков имеет меньшее значение. Б. М. Малиев задал 2 вопроса: как обстоят дела с поставками препаратов 2 ряда? При посещении пяти Федеральных центров по борьбе с мультирезистентным туберкулезом (МЛУ-ТБ) выявлено, что в 3 из 5 центров ремонтные работы, проведенные из средств проекта, остановились на уровне 50% готовности. М. Е. Бионышев: уже поставлены первые партии препаратов. В июне все 19 диспансеров получат препараты. Надо понимать, что поставки идут по концессионным ценам, и российский проект — один из самых больших по числу пациентов и, соответственно, по количеству требуемых препаратов. По ремонтным работам: в Федеральной Целевой Программе (ФЦП) заложены средства на ремонтные работы на 2007-2011 годы. Проблема другая: так, например, на все капитальные вложения фтизиатрической службы идет на 30% меньше средств, чем на 10 учреждений бывшего 4 Главного Управления. Мы сочли необходимым в настоящем проекте включить меры по адвокации. Н. Ю. Афанасьев выступил с рядом технических уточнений в содержании заявки, в частности, по масштабам исследовательской деятельности в рамках ФЦП, по национальным среднесрочным стратегиям; предложил указать существующий низкий уровень приверженности к лечению. Возникла дискуссия по социальной поддержке пациентов. Была отмечена необходимость довести до высокого уровня лечение планируемых 10 тыс. пациентов, предоставляя им всю необходимую поддержку. По мерам, связанным с профилактикой заболеваемости сотрудников противотуберкулезных ЛПУ, выступающий предложил указать еще профилактику внутрибольничных инфекций. М. Е. Бионышев: Большинство противотуберкулезных учреждений расположено в исторических зданиях, с большим процентом износа. В них невозможно наладить вытяжную вентиляцию, практически невозможно обеспечить полноценный инфекционный контроль техническими мерами. Поэтому в рамках проекта предлагаются простые, дешевые, но эффективные средства защиты. Н. Ю. Афанасьев предложил ввести в число целевых групп национальные меньшинства. В Сибири очень большая пораженность туберкулезом, как и среди людей, живущих в отдаленных районах. Работать очень сложно, но нужно это проблему обозначить. Это отражено и в направлениях работы Минздравсоцразвития. Также, предложил уточнить инструменты по мониторингу и оценке. А. А. Марков спросил, идет ли сейчас обсуждение деталей уже в целом принятой заявки, или обсуждение проекта заявки. О. И. Пономаренко задала вопрос по таблице включения пациентов на лечение. На 5ом году проекта планируется взять 2 тыс. пациентов. Как они будут долечиваться после окончания проекта? В Томской области были трудности в связи с этим, пришлось взять людей на лечение раньше запланированного. М. Е. Бионышев: Прогнозировать сейчас сложно, как будет решаться вопрос финансирования поставок препаратов в 2013 году в рамках федеральной программы. Рабочая группа планировала число пациентов исходя из реальной ситуации с поставками по проекту 4 раунда. Д. А. Голяев: Существует координация с национальными и международными проектами. Например, 3 раунд заканчивается, и эти пациенты передаются на лечение из бюджета. Если не координировать проекты, тогда нужно, как в вакууме, взять грант Глобального Фонда и обеспечить полностью всех пациентов. Мы знаем, сколько тогда потребуется времени IDA, чтобы обеспечить этих пациентов препаратами. А. А. Марков: Сколько пациентов в Томской области перенесены на предыдущий год? О. И. Пономаренко: 300 чел. М. Е. Бионышев отметил, что это замечание принято. Так, проект 4 раунда покрывает переходный период перевода пациентов между заканчивающимся проектом 3 раунда и ФЦП. Д. А. Голяев представил обоснование проекта. Далее свое мнение высказали представители различных организаций — членов СКМ. М. И. Наркевич: я убежден, что, если бы не было этих проектов ГФ, то не было бы лечения устойчивых форм туберкулеза. Б. М. Малиев: Я являюсь заместителем директора НИИ Фтизиопульмонологии ММА им. И. М. Сеченова Минздравсоцразвития. Наш институт курирует 25 регионов. Мы видим плохую ситуацию с лечением больных устойчивыми формами туберкулеза.Я обеими руками за этот проект. И дело не только в экономии141 млн. евро бюджета. Если бы денег Глобального Фонда не было, то 10 тыс. больных практически не лечились, и мы имели бы огромный всплеск заболеваемости. Не использовать эти средства было бы чудовищно по отношению к такому количеству больных. М. Якимова: Как представитель ЦНИИ Туберкулеза РАМН, как куратор многих территорий — я однозначно за продолжение этой работы, и мнение моих коллег — поддержать. В. Якубовяк: на сегодня 21 регион получили одобрение Комитета Зеленого Света (КЗС), еще другие регионы готовят заявки в КЗС. Регионы хотят создавать условия для поддержки проектов. И. Пчелин: Возражений не было, есть предложение поддержать заявку. К. Ю. Малахов: я поддерживаю замечания наших партнеров акцентировать мероприятия, направленные на социально уязвимые слои населения. В. В. Покровский: У меня вызывает сомнение создание и поддержка групп больных туберкулезом.Я не знаю такие группы. М. Е. Бионышев: мы с трудом нашли две группы. В. В. Покровский: я думаю, в этот раз материал представлен убедительно. Когда я учился в институте 30 лет назад, то говорили о ликвидации туберкулеза, и ПАСК была доступным препаратом, а теперь это — препарат 2 ряда. Если мы эту заявку поддержим, то это будет шаг адвокации, и обратит внимание наших руководителей здравоохранения на финансирование противотуберкулезных мер. Предоставление грантов ГФ по ВИЧ способствовало повышению финансирования по линии Минздравсоцразвития. Может быть сложнее получить одобрение Минздравсоцразвития по этому вопросу в силу перестановок в системе и неясности его структуры. Было бы полезно проконсультироваться в самом министерстве. А. А. Марков: 19 мая мы имели беседу с В. И. Стародубовым. Заявку оценивают положительно. А. Б. Вильковский сообщил участникам, что подготовлено письмо поддержки из Администрации Президента. На следующей неделе оно будет предоставлено. В. В. Покровский: может, при голосовании по заявке мы не соберем подписей всех членов СКМ. Но надеюсь, получим большинство подписей. Д. А. Голяев попросил сделать одно техническое уточнение. Так, как голосование и сбор подписей будет проводиться в период отпусков, Глобальным Фондом разрешено представить заявку не со всем числом подписей, и досылать подписи членов СКМ после подачи заявки, по мере их получения. Выступающий предложил составить технический регламент процесса обсуждения и одобрения окончательного варианта заявки. В. В. Покровский: скольким временем мы располагаем? Д. А. Голяев предложил, если СКМ сегодня принимает решение о подаче заявки, запланировать1 неделю на предоставление и учет замечаний,1 неделю на корректировку и рассылки, с тем, чтобы перед отправкой в ГФ иметь неделю. Таким образом каждый член СКМ будет иметь возможность в рабочем порядке дать свои замечания. В. В. Покровский: сегодня принимаем политическое решение подавать заявку и принимать в рабочем порядке ценные замечания. Технически: в течение 10 дней, до 8 июня подаем замечания и предложения по имеющемуся тексту. К 15 июня рассылаем вариант исправленный. 18 июня собираем заседание СКМ, собираем подписи. 10 дней — на получение подписей остальных членов СКМ. Все согласны? Возражений нет. Спасибо, Михаил Евгеньевич. В этот раз была очень хорошая подготовка, а некоторые очень хорошо прочитали, спасибо за ценные замечания. Участники вернулись к первому вопросу повестки дня и к результатам голосования по заявке на 2 фазу 5 раунда ГФ. С. Смирнов сообщил, что по заявке все члены СКМ проголосовали «За», и были собраны все подписи. По следующему вопросу повестки дня о включении новых членов в СКМ выступил И. Пчелин. Он отметил, что в настоящее время Уставом СКМ четко не определена процедура приема представителей людей, живущих с ВИЧ, и не обозначены различные группы ЛЖВ, и разные виды общественных организаций. Докладчик предложил внести соответствующие изменения в Устав. В. В. Покровский: Есть предложение внести изменения в Устав — более четко обозначить группы людей, пострадавших от ВИЧ. НКО мы тоже должны разделить на группы, которые тоже имеют право быть членами СКМ. Второй аспект — если остановиться на организациях: у нас много организаций ЛЖВ. Одна цитата из рекомендаций ГФ: ЛЖВ должны доказывать свой статус. Сколько у нас организаций ЛЖВ, и есть ли Форум? И. Пчелин: около 100. Есть Всероссийское объединение ЛЖВ. В. И. Наркевич: А нужно ли детализировать? Известно, что многие НКО конкурируют между собой за гранты. В. В. Покровский: достаточно репрезентативные организации — это группа «Шаги», которая издает свой журнал. И. Пчелин: Фонд «Шаги» издает газету и журнал. Второй журнал издает «СПИД-инфосвязь». В. В. Покровский: организации ЛЖВ без участия СКМ не распределят места квоты в составе СКМ. Можем ли мы включить в СКМ Всероссийское объединение ЛЖВ? Его председатель В. Маяновский о своем ВИЧ-статусе объявил, есть направление от этой организации. Остается еще 5 мест в этом секторе. Давайте решим этот вопрос голосованием. На следующем заседании рассмотрим заявления, которые поступят. А члены СКМ скажут, насколько они знают этих людей, как они себя проявили. Тем более, что есть места, чтобы разные школы и группы были представлены. СКМ может стать арбитром в их спорах. На этом заседание СКМ завершилось. Решения, принятые на заседании: 1. Подавать заявку на 8 раунд ГФ по борьбе с туберкулезом. Принимать в рабочем порядке ценные замечания по проекту заявки: - в течение 10 дней, до 8 июня члены и советники СКМ представляют свои замечания и предложения по имеющемуся тексту проекта заявки,
- к 15 июня разослать исправленный вариант текста в соответствии с предложениями,
- на 18 июня назначить заседание СКМ, во время заседания провести голосование и сбор подписей; оставить10 дней на получение подписей остальных членов СКМ,
- до 1 июля отослать заявку в ГФ.
2. На заседании 18 июня рассмотреть заявления о приеме в состав СКМ, которые поступят от организаций ЛЖВ. Путем голосования решить вопрос о приеме их в члены СКМ. Председательствующий на заседании Российского Странового Координационного Механизма по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД и туберкулеза Руководитель ФНМЦ СПИД академик РАМН В. В. Покровский Секретарь СКМ Л. В. Коршунова Повышение эффективности противотуберкулезных мероприятий по предотвращению распространения МЛУ-/XDR-ТБ и ТБ/ВИЧ среди населения РФ и его уязвимых слоев. Заявка на финансирование – 8 раунд |