Протокол заседания от 19 марта 2004 г. Присутствовало: 33 человека. Программа заседания: 1. Обсуждение Устава. 2. Обсуждение концепции заявки, основные ее детали по ТБ и ВИЧ/СПИД. 3. Решение вопроса о принципиальном реципиенте с участием Российского Фонда Здравоохранения. 4. Обсуждение вопроса о расширении СКМ. 5. Организационные вопросы. Очередное заседание открыл В. В. Покровский, он огласил повестку дня и внес предложения по ее изменению. Так как первым вопросом стояло обсуждение устава, проект устава не достаточно проработан для обсуждения, Вадим Валентинович предложил создать рабочую группу по подготовке завершенного проекта устава и оставить данный вопрос на следующее заседание. По данному вопросу также высказался Бобрик, ознакомившись с материалами, с двумя предложенными вариантами устава он отметил, что есть ценные идеи и в первом варианте и варианте, предлагаемом Г. Рощупкиным. Необходимо компилировать положения двух предлагаемых вариантов. В. В. Покровский отметил, что проект Устава, предлагаемый Рощупкиным более компактный и предложил поручить Винею Салданьа и Геннадию Рощупкину доработать проект в течение недели, к этой работе можно подключить Голиусова и заранее до следующего заседания ознакомить комитет с доработанным вариантом. Рябов: Министерство в процессе реорганизации, должен пройти ликвидационный период 3 месяца в соответствии с законодательством. В. В. Покровский подтвердил, что утвержденная фигура зам. министра здравоохранения и социального развития В. И. Стародубов проявляет интерес к работе комитета и оказывает поддержку в плане дальнейшей работы по подготовке заявки. Вадим Валентинович отметил, что представительство ССМ постепенно расширяется и к следующему заседанию до 1 апреля необходимо закончить работу по формированию состава. 4 пункт программы сегодняшнего заседания посвящен также организационным вопросам, которые решаются по ходу работы комитета, на данном заседании присутствуют представители православной церкви. 2 основных вопроса, подлежащих обсуждению концепции заявок по ВИЧ/СПИД и ТБ и обсуждение кандидатуры принципиального реципиента Российского Фонда здравоохранения. Представители РФЗ были приглашены проинформировать участников о деятельности данной организации. Слушали по вопросу о принципиальном реципиенте: Доктор Гречук В. И. представил информацию о принципах работы организации, целях и ее назначении. Фонд был создан в 1996 году для развития и реализации проектов международных организаций в социальной сфере. Фонд является некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Российским законодательством, и не имеет право извлекать прибыль из своей деятельности. РФЗ ведущая организация по подготовке и реализации проектов. Он рассказал о текущих проектах, в частности о проектах по поставке медицинского оборудования, по профилактике ВИЧ и ТБ. Учредители Фонда Министерство финансов, Министерство торговли, Министерство Здравоохранения. Высшим органом является собрание учредителей, которое созывается раз в год. Председатель и заместитель председателя выбирается общим собранием учредителей. Текущая деятельность осуществляется Попечительским советом, состоящим из 10 человек, 6 человек из которых представляют вышеуказанные министерства . Он рассказал о принципах финансовой отчетности, ознакомил со структурой управления, обратил внимание участников на то, что финансовая и управленческие системы 4 раза проходили оценку Всемирного Банка и доказала свое соответствие требованиям Система открыта и прозрачна, имеется пакет юридических документов, организация должным образом зарегистрирована в налоговых органах, Минюсте РФ. Специалисты компетентны. Есть большой опыт по организации закупок в соответствии с международными процедурами. Организация имеет опыт работы с суб-реципиентами. К докладчику прозвучали следующие вопросы: Бетси Браун задала вопрос относительно налоговых льгот. Гречук отвечая на этот вопрос детально объяснил порядок работы по проектам с момента подготовки проектного соглашения до регистрации проектов. В случае, если проект регистрируется в реестре и признается как техническая помощь, каждый контракт также подлежит регистрации, предоставляется освобождение от таможенных пошлин и НДС. Рощупкин Геннадий предложил Бобрику рассказать из практики реализуемого проекта о ситуации с освобождением от налогов. Бобрик заметил, что применяется стандартный механизм, как в отношении к гуманитарным фондам, который предусматривает освобождение от налогов, такой же, как применительно к гуманитарным товарам, например медицинским препаратам. Татьяна Логинова, как представитель Всемирного Банка прояснила, что в отношении проектов, реализуемых в рамках займов Всемирного Банка применяется другая процедура, при которой РФ выделяет средства на покрытие налогов. В. В. Покровский высказал свои замечания по поводу ситуации со сменой руководства Фонда. По традиции руководителем фонда является министр здравоохранения, со сменой министра меняется руководство Фондом. Камалдинов поинтересовался, могут ли возникнуть сложности с финансированием общественных организаций, и какой процент бюджета предусматривается на администрирование проекта. Гречук на вопрос относительно процента, пояснил, что однозначно нельзя ответить на этот вопрос, так как это зависит от количество мероприятий в рамках проекта, каждое мероприятие предусматривает процедуру финансирования, закупки, аудиторские проверки, кроме того зависит от количества суб-реципиентов. Работа с суб-реципиентами должна быть организована в соответствии с требованиями ГФ, что предполагает сбор данных, отчетность, аудит, мониторинг и контроль за исполнением бюджета. Камалдинов были прецеденты финансирования некоммерческих организаций. Подход такой же в соответствии с ГФ. В. В.: если НКО суб-реципиент. Т. Б.: покупаем препараты в соответствии с механизмом «Зеленого света» по сниженным ценам. Томск получил грант. Фонд «Зеленый свет» никто не исключает, если они могут работать в рамках процедур ВБ. Якубовяк: Я знаю процедуру В. Б. «Зеленый свет» дает самые низкие цены. ГФ может дать деньги. В. В. Покровский подвел итоги по информации о принципиальном реципиенте и предложил участникам еще раз обдумать этот вопрос, с учетом представленной информации о Фонде о назначении такового реципиентом при отсутствии другие кандидатур. Слушали концепцию заявки по СПИДу: В. В. Покровский представил группу экспертов, которой была проведена базовая работа: - Эндрю Болл, ВОЗ работает над общей концепцией, должность: поддержка стран и программ по ВИЧ.
- Доктор Хельсон, ЮНЭЙДС.
- Смит, ВОЗ.
- Савченко.
- Ерамова нет.
Эндрю Болл ознакомил участников с общей концепцией заявки, как результат совместной работы над заявкой ГФ. В основе концепции заложены пять основных принципов, это направленность на помощь бедным и маргинальным группам населения, совместимость с существующей деятельностью проекта консорциума НКО по займу ВБ, с деятельностью ЮСАИд и ЕС, упор на комплексное антивирусное лечение, укрепление сотрудничества и партнерства, и последний принцип устойчивости. В структуре заявки шесть задач: - Увеличение охвата и расширение доступа к лечению.
- Увеличение масштабов противовирусного лечения.
- Обеспечение поддержки людям, живущим с ВИЧ/СПИД.
- Укрепление системы здравоохранения.
- Обеспечение благоприятной среды для поддержки лечения.
- Мониторинг, оценка масштабов лечения.
Эндрю Болл рассказал о предполагаемых направлениях деятельности в рамках перечисленных задач, это создание служб out reach, в основном укрепление уже существующих, повышение эффективности лечения и консультаций, обеспечение стандартов, повышенное внимание этическим нормам в работе с представителями уязвимых групп, профилактика передачи инфекции от матери к ребенку, обеспечение послеродовой противовирусной терапии и расширение масштабов лечения. В рамках задачи по укреплению системы здравоохранения предусматривается подготовка мед работников, развитие учебных программ, укрепление лабораторий благодаря поставке оборудования в наиболее бедные регионы, расширение возможностей обследования на ВИЧ и иммунный статус. Э. Болл сообщил, что на следующей неделе из Копенгагенской секции ВОЗ прибывают эксперты по фармакологии. Акцент будет сделан на план снижения стоимости препаратов непрерывность поставок, обеспечение запаса и непрерывного лечения. Под обеспечением благоприятной среды понимается три направления укрепление вовлечения гражданского общества, на базе существующей сети людей, живущих с ВИЧ, вовлечение НПО, религиозных и других объединений людей, а также обеспечение участия людей, живущих с ВИЧ в процессе принятия решений, и их защиты, организация работы телефонов доверия. Большое внимание будет уделяться устранению дискриминации, не допущению дискриминации в сфере распределения лекарственных средств лечения и ухода, в частности в случаях хирургического вмешательства. В плане укрепления партнерства планируется составление карты, перечня всех участвующих организаций, проведение конференций, обмен информацией, вовлечение правоохранительных органов, социальных служб. Таким образом, была представлена и общая схема заявки, в дальнейшем предполагается работа над мероприятиями, для чего будут рассматриваться существующие виды деятельности и оцениваться потенциальный объем деятельности с охватом регионов. Вопросы к докладчику: Демикова О. В. задала вопрос о планируемой работе с инфицированными детьми. Э. Болл заверил, что такие мероприятия будут предусматриваться в разделе, посвященному лечению. Игорь Пчелин выступил со своими замечаниями и заявил, что он настаивает на равноправном доступе к этой программе, так как усматривает внутреннюю дискриминация в направленности на маргинальные группы и потребовал изменить формулировку. Э. Болл подчеркнул, что направленность на маргинальные группы это требования ГФ, при этом заверил, что задача ставиться. При этом должны создавать не дискриминирующую систему. В. В. Покровский добавил, что этот вопрос обсуждался. Эндрю сказал, что не будет противоречия, будем помогать тем, на кого направлена программа, но не избегать других, требующих лечения, избегать дискриминации. Наркевич М. И. обратил свой вопрос к Покровскому, в чем заключается особенность нашей заявки как российской, каковы приоритеты и идеологический подход, с учетом особенностей Российской Федерации. В. В. Покровский пояснил, что у России не много отличий . Основные проблемы те же резкое увеличение заболевших и умирающих, поэтому необходимо использовать все доступные источники для борьбы. Должен быть комплексный подход к решению задачи. В плане предполагаемого финансирования 2/3 средств будут заявлены на средства на лечебные препараты, остальные виды деятельности можно рассматривать как сопутствующее часть мероприятий запланирована и осуществляется в рамках проектов Всемирного Банка, ТАСИС, ЮСАИД, такие компоненты будут значительно уже, но не отметить их мы не можем. Эндрю Болл еще раз отметил, что, отвечая требованиям Глобального Фонда, заявка должна быть комплексная, если сосредоточиться только на узких задачах, заявка может быть безуспешной. Рябов отметил свое удовлетворение ходом работы над заявкой и добавил, что заявка базируется и дальнейшая деятельность будет развиваться на базе имеющихся структур, в тесном единстве с национальной программой. В. В. Покровский остановился на таком важном аспекте, что значительная часть осуществляемого проекта кадровые ресурсы другие материальные ресурсы будут обеспечены как вклад здравоохранения РФ. Бобрик сделал свое дополнение к дизайну заявки о ценах. Устойчивый компонент снижение цен, может быть профинансировано. Обсуждался ли этот вопрос. Какой диапазон цен предусматривается в заявке? Эндрю Болл объяснил, что закупки это часть заявки, в этом направлении планируется разработка стратегии по снижению цен при взаимодействии с другими компонентами, выше упоминались два эксперт, которые будут рассматривать базовую цену для заявки. Исходя из ранее имевших место переговоров в Женеве, существующие цены рассматриваются очень высокими. Заявка не будет принята если стоимость лечения будет заложена на уровне 4.000 или 5.000 в год. Необходимо продемонстрировать разумную цену и стратегию по ее снижению. В. В. Покровский добавил, что в настоящее время ведутся переговоры с фармакологическими компаниями. Все компании гарантируют снижение цены, если будет обеспечен объем. На следующей недели предстоят переговоры с компанией «Дженерикс», их препараты еще не зарегистрированы в России. Ожидается вклад от экспертов, которые могут подсказать возможности сокращения цен, результаты такой работы будут представлены на следующем заседании. Кроме того, В. В. Покровский согласился со справедливым замечаем по поводу не согласия с идеей усиления служб out reach, против чего предлагается усиливать взаимодействие между службами. Гречук поинтересовался, какой предполагается географический охват, каков механизм отбора регионов и юридические основы такого отбора? Эндрю Болл пояснил, что вопрос о географическим охвате будет решаться в ходе дальнейшей работы на заявкой, но упор будет сделан на неохваченные регионы. Чем шире возможный охват тем лучше, но надо исходить из реального бюджета. В. В. Покровский добавил, что нужна точная оценка потребностей в лечении. По последним данным до 50.000 человек будут нуждаться в лечении уже в этом году. Не исключается, что будут ограничения по районам в связи с ограниченным финансированием. Мунье заметила, что при условии, что регионы смогут взять на себя часть финансирования, можно будет охватить больше. В. В. Покровский заметил, что в рамках Всемирного Банка проводится оценка, результаты ожидаются осенью текущего года. Будет рассматриваться потенциальное участие местных бюджетов. Виней Санданьа обратился ко всем членам с комментариями, чтобы не создавалось впечатление, чтобы работа над заявкой не воспринималась как исключительно работа группы иностранных специалистов, В. В. Покровский, Бобрик и другие активно работают над предложениями по составлению заявки. Все могут внести свой вклад и свои идеи. Ответственность за успех заявки несут не иностранные эксперты это совместная работа, где учитываются комментарии и замечания всех участников. В. В. Покровский объяснил, почему обратились в частности к Боллу: часто возникают проблемы с формулировками, общая концепция уже была представлена. Большую ценность представляет опыт по составлению заявки, знание правил, терминологии, а также подхода Глобального Фонда к оценке заявок, чем и обосновывалось решение обратиться за помощью. Рощупкин Геннадий возвращаясь к тому, о чем говорил Игорь Пчелин, заметил, что сложный чувствительный вопрос этики, например, рожать или не рожать инфицированной женщине . К группе риска относятся потребители наркотиков, секс работники, большая часть входит в целевую группу. Необходимо учитывать, что это только один из проектов. Снижение цен, которое планируется в рамках предложений по данной заявке, отразится на всех инфицированных, не зависимо от группы. Среди инфицированных много успешных людей . такие успешные люди морально воспринимаются как часть всей группы инфицированных. В. В. Покровский развивая мысль, дополнил, что ожидается улучшение ситуации не только в этическом плане, улучшится инфраструктура. Целью гранта является не просто обеспечение какой-то отдельной группы. Камалдинов задал вопрос, можно ли отнести к бедным тех, кто не может оплатить стоимость лечения. В. В. Покровский заверил, что если снижение стоимости будет достигнуто до 2.000 долларов, возможность оплачивать лечение возрастает на 10-20%. Слушали: концепцию заявки по компоненту по ТБ Эндрю Болл добавил, что был упущен еще один аспект, который заключается во взаимодействии с компонентом по ТБ. Якубовяк В. вначале своей презентации поблагодарил В. В. Покровского за участие в конференции, которая состоялась в тот же день и была посвящена Всемирному Дню борьбы с ТБ. Далее он отметил, что в разработке заявки по ТБ применялись такие же принципы, особое внимание таким же группам населения, то есть с доходом ниже среднего социального уровня. В основу заявка положена Российская программа по борьбе с ТБ, которая финансируется из федерального бюджета, с учетом деятельности других билатеральных программ. Проект разработан совместно с Министерством здравоохранения, Министерством юстиции, Обществом Красный крест, СДС и других организаций. Далее Вьеслав Якубовяк ознакомил участников с планируемыми мероприятиями и направлениями деятельности и продемонстрировал источники финансирования таких мероприятий и предполагаемый бюджет. Остановился на основных задачах, таких как разработка стандартов качества лекарственных препаратов и соответственно повышение качества производства российских лекарственных препаратов, обеспечение качественных поставок и буферных запасов на 1 год, усиление лабораторных служб, в том числе флюорографии, диагностики, обеспечение расходных материалов. ОН отметил важность социальной поддержки больных, как гарантии лечения, как и обеспечение устойчивого приема лекарств и изменение система лечения. Большие средства планируются на контроль распространения инфекции укрепление референс лабораторий на уровне области, развитие ведущих центров исследования. Потребности определяются текущими проблемами, к примеру, только 23% имеют подтвержденную микроскопию. В рамках задачи по укрепление структур предполагается разработка новых руководств, повышение качества первичной медицинской сети, пересмотр старых документов, так как отмечается много противоречий. Большое внимание предполагается уделить дистанционному обучение через созданные этом отношении ценной будет внешняя помощь международных экспертов ВОЗ и других партнерских организаций. Планируется разработка нового клинического руководства, модуля по тренингу. В рамках заявки будет представлен план закупки основного оборудования. В. Якубовяк рассказал о планируемых мероприятиях по укреплению мониторинга, обеспечению превентивной терапии, обучению. Обеспечение препаратов 1-го ряда как сложный вопрос обсуждался с министерством здравоохранения. Сложность заключается в том, что цены на лекарственные препараты в России в три раза выше, чем могут быть приемлемы для Глобального Фонда. Министерство гарантировало в рамках займа Всемирного Банка со следующего года изменить порядок закупок, которые не будут по-прежнему осуществляться централизовано через министерство, области сами будут производить закупки. Такое же положение с лекарственными препаратами 2-го ряда, министерство закупает в 2-3 раза дороже, чем через механизм «Зеленый свет». В пяти областях реализуется программа ДОТС и планируется расширение ее внедрения. В завершении он отметил, что предложения по 2 компонентам не должны содержать противоречия. В связи с тем, что по его наблюдениям, баланс в комитете сместился в сторону ВИЧ/СПИД, он предложил включить в ССМ представителей СДС и Красного Креста, сопредседатель ССМ должен быть связан с проблемами ТБ. В. В. Покровский предложил этот вопрос о представительстве ССМ окончательно решить на следующем заседании и заметил, что потенциальным членом также является Региональная община инвалидов. В. Якубовяк поддержал также представительство общества инвалидов, так как они участвовали в разработке заявки, в конференции. В. В. Покровский добавил, что, кроме того, будут представлены пострадавшие. Мунье отметила хорошо профессионально составленную заявку, но в то же время высказала свои опасения относительно общей суммы планируемых средств, и предложила определить приоритетные направления. Максимальная сумма, которую может запросить Россия 200 млн. долларов, она поинтересовалась, насколько приоритетны мероприятия по обеспечению буферного запаса, дистанционное обучение. В. В. Покровский заметил, что работа по ТБ началась значительно раньше, и попросил международных экспертов прояснить, каковы возможности Глобального Фонда, на какие средства можно рассчитывать. Эндрю Болл ответил, что потребности еще не подсчитаны относительно охвата деятельности. Очевидно, что ресурсы Глобального Фонда не неограниченны, нужно учитывать вклад от различных сторон. В. Якубовяк добавил, что компоненты, которые можно сократить, обсуждаются. Все понимают какую угрозу представляет ВИЧ/СПИД, при этом не надо забывать, что сегодня 70 людей умирают каждый день, которых можно излечить, для этого полезно ознакомиться с Отчетом ВОЗ по развитию резистентности ТБ во всем мире. Эндрю Болл пояснил, что потолок бюджета не определен, самые крупные заявки до 200 млн. В последних раундах суммы подвергались сокращению из-за большого количества заявок. В. В. Покровский подвел итоги, что реально можно рассчитывать не больше чем на 200 млн. Виней Салданья проинформировал участников о последних данных на сайте Глобального Фонда, где было объявлено, что в этом раунде выделяется 962 млн., и если заявки не пройдут на этом раунде, они будут иметь преимущества на будущий год. В. В. Покровский заметил, что ситуация с ТБ представляется более оптимистичной, чем по СПИДу. Если рассматривать реальные цифры, финансирование по ТБ примерно в 10 раз больше. Покровский преложил завершить заседание и наметить программу на следующее заседание Решили: на следующем заседании поставить на обсуждение: 1. Устав комитета. 2. Ознакомиться с более детальной заявкой по компоненту ВИЧ/СПИД, и завершить организационные вопросы по структуре и составу. |