Протокол заседания от 17 декабря 2004 г. Москва, ул. Солянка, д. 14, РАМН, Зал Президиума Участвовали: Володин Н. Н., Министерство Здравоохранения и социального развития Покровский В. В., Федеральный Центр СПИД Островский О. В., РОО «Возвращение» СПб Камалдинов Д. О., Гуманитарный проект, Форум НКО Рощупкин Г. В. Бертил Линдблад, ЮНЭДС Аня Ницше-Беля, ЮНЭДС Марина Семенченко, ЮНЭДС Марков А. А., Фонд Российское здравоохранение Тутснян, РАМН Ерохин В. В., ЦНИИТуб РАМН Корнилова М., ВОЗ Микко Виенен, ВОЗ Урбан Вебер, ГФ Кононец А. С., ГУИН РФ Трифонов О. И., ГУМН РФ Алакова В. А., Российский Красный крест Самойлов Д. Н., Сообщество ЛЖВС Рукавишников М. В., Сообщество ЛЖВС Волгина А. В., ВФ «Свеча» Савиных А., ЮСАИД Браун Бетси, ЮСАИД Афанасьев Н., ЮСАИД Вьеслав Якубовяк, ВОЗ/координатор по ТБ Борис Сергеев, Проект Тасис профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД Алексей Бобрик, Гуманитарный проект Оксана Пономаренко, Партнеры по здоровью, ТБ проект в Томске Программа заседания: 1. Выступление г-на Урбана Вебера, руководителя группы Восточной Европы и Центральной Азии и Глобального Фонда по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией. 2. Текущая информация о ходе реализации проектов Глобального Фонда по борьбе с АИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией (Алексей Бобрик, Вадим Покровский, Вьеслав Якубовяк). 3. Обсуждение. Заседание открыл Володин Н. Н.: передал участникам приветствия от В. И. Покровского и поздравил Вадима Валентиновича Покровского с получением государственной премии. В. В. Покровский огласил программу заседания и пригласил основного докладчика г-на Вебера, руководителя группы Восточной Европы и Центральной Азии ГФ рассказать, как он видит сотрудничество между ГФ и принципиальным реципиентом, дать рекомендации по вопросам реализации гранта. Урбан Вебер представил общий обзор программы грантов в России по результатам III и IV раундов. 2 гранта были одобрены в III раунде, первый транш уже поступил в распоряжение НКО, второй грант реализуется в Томской области по борьбе с ТБ. Он с удовольствием отметил достигнутый прогресс и рассказал о ситуации в рамках IV раунда, где также были одобрены 2 гранта, летом грант по ВИЧ и позже в октябре по проблемам ТБ. На данный момент техническая работа по ВИЧ завершена и продолжается по компоненту ТБ. Одновременно проводится работа с принципиальным получателем Фондом здравоохранения. В данный момент идет процесс аудита Фонда компанией Price Water House. Согласно процедуре проводится базовый анализ, по результатам которого определяется направление и потребность в дальнейшей оценке. Рассматриваются четыре области: организационный потенциал, финансовое управление, порядок закупки и поставки, мониторинг и оценка. Урбан отметил, что процесс проверки проходит удовлетворительно. Предполагается, что проверка будет продолжаться в течение трех месяцев, затем ожидаются переговоры, в завершении всего должно быть подписано Грантовое Соглашение. По правилам ГФ Соглашение должно быть подписано не позднее чем через 24 мес. после одобрения. Это означает, что до 31 июня Соглашение по компоненту ВИЧ должно быть подписано, и по ТБ компоненту в октябре. В предстоящий период требуется заполнение основных вакансий, обычно это 5 функциональных должностей, где потребуются специалист по финансам, по закупкам, по мониторингу, 2 координатора по ВИЧ и по ТБ. Вакансии должны быть заполнены до 15 января. Положительным моментом г-н Вебер оценил встречу с зам. министра Стародубовым, где одним из вопросов обсуждались источники финансирования работы таких специалистов на тот период, пока не поступят деньги гранта. Он высоко оценил решение правительства России о выделение финансовых средств в размере 500.000 долларов, что позволит решить эту проблему. На привлечение персонала, составление плана закупок и детальную подготовку бюджета предполагается 2 месяца к середине марта планируется завершить эту работу. Кроме того, потребуется дополнительные профессиональные ресурсы до 25 человек. По необходимости будет решаться вопрос о техническом содействии. ГФ не настаивает и не запрещает техническое содействие. На сегодня уже имеется техническая поддержка со стороны ЮНЭЙДС, ЮСАИД готовы оказать помощь, и другие программы, осуществляемые в настоящее время в России. Г-н Вебер остановился на важном аспекте стоимости лечения на сегодня это составляет 1700$ (в заявке), он отметил, что за период с момента подачи заявки уже есть достижения по снижению стоимости, и не требует разъяснений, что это означает возможности охватить большее количество больных. Следующий свой визит он планирует на февраль-март, когда планируются встречи с фармацевтические компаниями. Другой аспект, затронутый г-ном Вебером взаимоотношения между ССМ и основным реципиентом. ССМ был создан, чтобы собрать все заинтересованные стороны для подготовки заявки. Задача ССМ также заключалась в рекомендациях принципиального реципиента, так как для заключения Соглашения с ГФ требуется юридическое лицо. ССМ не является юридическим лицом. ССМ не является ответственным лицом за реализацию гранта, тем не менее, не теряет смысла своего существования. Он продолжает действовать как орган для мониторинга и оценки, выработки рекомендаций. Так, в случае значительных изменений в исполнении бюджета (более чем на 10%) и реализации гранта, прежде всего это должно быть одобрено ССМ. ССМ обеспечивает связь между программами, где нельзя забывать о Национальной программе. Через два года возникнет вопрос о продлении финансирования, где ССМ призван сыграть координирующую роль. В заключении г-н Вебер высказал свою уверенность в успешной подготовке к подписанию Грантового Соглашения и дальнейшей реализации программы. В. В. Покровский попросил г-на Вебера пояснить процесс и дать оценку взаимоотношениям с проектами, которые уже финансируются в рамках грантов ГФ. Урбан Вебер выразил удовлетворение, что между НКО и Фондом уже налажена связь, идет обмен информацией. Совместные решения могут принести самые положительные результаты. Должен учитываться опыт и уроки реализации проектов 3-го раунда, которые уже преодолели этапы развития в регионах и наработали механизмы. Сотрудничество может и должно развиваться как географически, так и политически. В. В. Покровский попросил пояснить, как должно строиться взаимодействие между программами, непосредственно между реципиентами, либо через ССМ как посредника. Урбан Вебер заметил, что все пути взаимодействия должны использоваться. Он еще раз подчеркнул, что ССМ обеспечивает общие направления деятельности и координацию, непосредственное взаимодействие между реципиентами также важно. Он отметил, что Российский опыт специфичный и обратил внимание на цифры 700.000.000$ выделено на все страны Центральной Азии и Восточной Европы, из них 300.000.000 только для России. Д. Островский попросил дать общие рекомендации по оценке реализации программ. Специфика заключается в том, что в III раунде грант получила неправительственная организация, в последнем раунде государственная организация, необходимы рекомендации по взаимодействию и выработке единой стратегии. Урбан Вебер согласился со специфичностью, в связи с чем трудно дать общие рекомендации. Вопрос же взаимодействия и единой стратегии должен звучать как задача ССМ. Володин Н. Н. выступил с посланием от Министерства здравоохранения, в частности от имени Стародубова и Зурабова, заверив в том, что получение гранта представляется очень важным событием для России. Российское правительство со своей стороны обещает поддержку, в подтверждении чего для мобилизации программы выделяется 500 000 $ и выражает надежду, что подготовительные процедуры пройдут эффективно и в сроки. Урбан Вебер выразил особую благодарность и удовлетворение позицией Российского правительства. Вклад России позволит обеспечить условия для мобилизации программы. Ерохин В. В. попросил г-на Вебера по результатам его встреч в Фонде рассказать о его впечатлениях и ожиданиях. Фонд работает уже по реализации кредита ВБ, готов ли Фонд успешно приступить и реализовать грантовую программу ГФ. Урбан Вебер прежде всего обрисовал ситуацию с ВБ, где выполнение займа действительно отстает по срокам, но ВБ до сих пор удовлетворен деятельностью Фонда, и сейчас процесс ускоряется, кроме того ВБ удовлетворен организационной структурой Фонда, во-вторых он согласился с тем, что естественно Фонд не сможет выполнить ожидаемую от него работу с имеющимися на сегодня ресурсам. Фонд должен расширить штат. Микко Виенен сделал несколько замечаний и комментариев. В рамках ЮНЭЙДС прошло совещание Тематической группы, где были определены приоритетные направление по противодействию ВИЧ/СПИД. В системе ЮНЭЙДС уже привлечены огромные ресурсы. Он отметил необходимость ориентироваться на Национальную программу и разумно использовать совместные ресурсы. Получение грана это уникальная возможность развернуть деятельность широким фронтом. Здесь он видит важную роль ССМ укрепление связей между программами. Он призвал всех перейти от обсуждений к конкретным действиям. Для иллюстрации представил свое видение работы ССМ: члены ССМ должны регулярно встречаться, занять более активную позицию, продумать, как сделать работу более эффективной. Здесь может быть полезен опыт коллег в области борьбы с ТБ. В. В. Покровский сделал примечание, что вопросы укрепления деятельности ССМ первоначально планировалось вынести на сегодняшнее обсуждение, в результате изменения повестки дня, эти вопросы переносятся на январское совещание. Д. Самойлов выразил признание политике ГФ, где участие ЛЖВС в работе ССМ рассматривается как ключевой момент, он заявил об активной позиции сообщества ЛЖВС, которые были инициаторами многих встреч. По итогам встречи с СПИДинфосвязь был создан совет. Он задал вопрос г-ну Веберу, как ССМ может влиять, если, к примеру, основной реципиент не эффективно работает. Урбан Вебер подтвердил направленность ГФ на ЛЖВС, которые являются именно той частью общества, способной воздействовать, оценить происходящее и дать оценку услугам. Пример этому вовлечение ЛЖВС в координационный механизм. Он заверил, что ССМ может и должен оказывать влияние, определять проблемы и помогать решать их. ССМ может поднять вопрос о замене Принципиального реципиента, но необходимо помнить, что замена может приостановить программу, так как на нового ПР будут распространяться те же требования и все процедуры по оценке. Д. Самойлов добавил, что сообщество ЛЖВС заинтересовано, чтобы Фонд работал эффективно, и руководствуются единственным желанием конструктивно работать. В. В. Покровский по программе заседания пригласил участников представить информацию о текущих проектах. А. Бобрик напомнил, что подробная информация о деятельности проекта по гранту ГФ была представлена на одном из предыдущих заседаниях и остановился на основных моментах хода реализации проекта. Он заявил, что Проект реализуется в соответствии с заявкой и с некоторым опережением, основные его этапы: (1) выборы регионов, (2) оценка ситуации, (3) наращивание потенциала и (4) основные мероприятия. На данный момент закончена оценка нужд, выбраны регионы утверждены 15 проектов по сокращению вреда в 10 регионах. Проекты уже получают финансирование. Планируется установочная встреча Санкт-Петербурге по обсуждению программы АРТ. На вопрос Д. Самойлова, как решается вопрос об освобождении от таможенных пошлин, А. Бобрик рассказал, что был определен список медикаментов и идет работа по освобождение от налога на прибыль в рамках технической помощи. В рамках гуманитарной помощи такие вопросы уже решены и определен механизм. На другой вопрос Д. Самойлова, какой цены удалось достигнуть, А. Бобрик объяснил, что, к сожалению, до сих пор не представляется реалистическим напрямую организовать закупки. Первая закупка будет осуществляться через крупного поставщика, рекомендованного ГФ. Д. Островский попросил дать пояснения о процессе заключения контрактов, правовых аспектах. А. Бобрик объяснил, что организации, выражающие интерес участвовать в программе подписывают договоров о сотрудничестве, это скорее выражение доброй воли, а не юридический документ. Как важный момент, он отметил, принятие решение о начале финансирования даже до подписания таких договоров, так как наличие средств предоставляется важным, чтобы избежать прекращение деятельности, которая была уже начата или приостановлена из-за недостатка средств. Д. Островский попросил рассказать, какие организации получают финансирование. А. Бобрик объяснил, что это организации, реализующие услуги. Это прямая поддержка действующим СПИД центрам получение препаратов, УИН, он отметил, что ведется целевая работа с каждым участником. В. В. Покровский охватил основные моменты заседания и текущие вопросы, которые решаются в рабочем порядке вместе с ВОЗ и ЮНЭЙДС. Приступили к написанию Протокола по лечению, продолжаются консультации с фармацевтическими компаниями. Названная цифра 1700 $ это реальная стоимость на сегодня, и также реально добиться снижения, если будут предприняты шаги со стороны государства по освобождению от НДС и таможенных пошлин. Объем заявок также играет определяющую роль для возможного снижения цены. Планируется продолжить консультирование с ПР, как ССМ может реально оказать помощь в осуществлении проекта. Вьеслав Якубовяк обрисовал текущую картину относительно деятельности по компоненту ТБ. Ведется работа по техническим разъяснениям, которые были затребованы со стороны ГФ, по изменениям бюджета. Обсуждение с ГФ представляется результативным процессом, планируется вовлечение Международного Красного креста. Текущая работа продемонстрировала влияние активной социальной поддержки на лечение лекарственно устойчивых форм. Этот вопрос обсуждался на последнем Конгрессе в Париже. Доказано, что эффективность лечения при этом в 11 раз выше. Важно создать модель социальной поддержки. В дополнение была представила кратко информация о деятельности регионального проекта по ТБ в Томской области, который реализуется по гранту III раунда, осуществляется при взаимодействии областной Туберкулезной службой и НКО «Партнеры во имя здоровья» и пенитенциарной системы. Проект явился продолжением программы, которая началась в 1998 году (фонд Сороса). Это первый проект по лекарственно устойчивому туберкулезу. На следующем заседании будет представлена более расширенная презентация. Вьеслав Якубовяк остановился на вопросах организация проектов 4-го раунда, отметил важность подбора кадров. Особое внимание должно быть уделено назначению координаторов по обоим компонентам, должны отвечать требованию знания языков русского и английского. Он призвал всех подумать о предложении кандидатур и влиять на процесс отбора, и со своей стороны заверил в содействии. В. В. Покровский согласился с важностью этого вопроса, как общей задачей. Д. Самойлов вновь выступил с предложением, которое он уже высказывал на предыдущих заседаниях, чтобы регионы были представлены в ССМ. В. В. Покровский прокомментировал, что поступает много заявлений об участии в ССМ. При этом остается правило количество участников должно быть управляемым, это число скорее не больше 30, он не исключил возможность обсудить структуру и иметь региональных представителей. Он еще раз напомнил о требованиях к составу ССМ, где должно быть 6 групп равно представленных. Одна группа до сих пор не представлена в достаточной степени это бизнес сообщество. Он предложил выдвинуть эти вопросы на обсуждение на следующее заседание. Д. Камалдинов сообщил участникам заседания о том, что состоялся Совет НКО, где поднимался вопрос на обсуждение интегрированный процесс по выработки формальной политики, стратегии, и предложил это как тему для дискуссии. Он заверил, что со стороны НКО будут прилагаться все усилия по выработке единой стратегии. Триединый механизм, как золотые слова, может быть реализован усилиями Минздрава в лице Координационного совета, ССМ. Г. Рощупкин высказал мнение о том, что назревает необходимость создания технической группы по мониторингу и оценке, в виду единых целей проектов действующих и предстоящих, где многие виды деятельности перекликаются, например, компонент консультирование тестирование, представляющие собой комплекс мер, присутствует также и в проекте IV раунда. Д. Камалдинов подтвердил, что это еще раз говорит о необходимости вернуться к функциям ССМ. В. В. Покровский подвел итоги заседания, поблагодарил г-на Вебера за выступление и выразил надежду на успешное завершение процесса по оформлению гранта, и призвал участников к продолжению активной работы комитета. |