Гуманитарные поставки и таможенная практика Состояние российского здравоохранения в последние годы является «горячей» темой для публикаций прессы и выступлений политиков, включая Государственную Думу. Проблема борьбы с ВИЧ-инфекцией не требует дополнительной аргументации: ее необходимость уже подтверждена на самом высоком государственном уровне, подкреплена бюджетным финансированием и созданием соответствующей Правительственной комиссии. Для всех, знакомых с проблемой ВИЧ-инфекции, очевидно, что одним из ключевых моментов является обеспечение доступа пациентов к терапии, т.е. создание условий для полного обеспечения лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) современными антиретровирусными препаратами. Но, как часто случается в нашей стране, практическая реализация конкретных мер по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции наталкивается на бюрократические барьеры и произвол чиновников. В качестве примера можно привести импорт жизненно важных фармацевтических препаратов и диагностического оборудования в рамках Программы Глобального фонда (4-й раунд) «Развитие стратегии лечения населения Российской Федерации, уязвимого к ВИЧ/СПИД». В 20072008 годах общественная организация фонд «Российское здравоохранение», являющаяся исполнительным агентством Программы, импортировала антиретровирусные препараты для лечебно-профилактических учреждений Российской Федерации на сумму 20 млн. долларов США. Эти препараты безвозмездно передаются региональным центрам-СПИД для предоставления терапии, позволяющей продлить жизнь ВИЧ-инфицированным пациентам. В рамках действующего законодательства каждая поставка препаратов оформлена соответствующим удостоверением Комиссии по вопросам гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации, достаточным для свободного пропуска лекарств на территорию РФ в льготном режиме. Но это только иллюзия, потому что в дело вступают «бдительные» таможенные органы и с энергией, достойной лучшего применения, доводят до абсурда процедуру таможенной очистки гуманитарных грузов. - Как оказалось, удостоверения Правительственной Комиссии недостаточно для таможни необходимо повторное прохождение долгой и запутанной процедуры проверки всех связанных с поставками документов в центральном аппарате ФТС России с оформлением «высочайшего» Распоряжения о пропуске гуманитарного и бесплатного для бюджета РФ груза. Срок оформления минимум 1 месяц.
- Далее таможне недостаточно уже двух подтверждений остаются сомнения, что лекарства не будут проданы в нарушение льготного режима груза. При этом полностью игнорируются письменные заверения Глобально фонда и Минздравсоцразвития России о контроле за целевым использованием лекарств и диагностического оборудования. И таможня в качестве залога требует внесения гарантийных сумм в размере 28% (!) от фактурной стоимости грузов на срок 14 (!) месяцев. Не трудно подсчитать, что эта цифра только по препаратам составит около 5, 6 млн. долларов США. Для гуманитарной Программы, не имеющей оборотных средств и прибыли, это означает одно гарантийные суммы должны быть изъяты из бюджета Программы и заморожены на длительные сроки, что приводит к сокращению финансирования других мероприятий Программы и, следовательно, снижает ее эффективность.
- Наконец, все проблемы решены, и лекарства доставлены в регионы. Как доказать таможне, что фонд выполнил свои обязательства? Предоставить документы, подтверждающие передачу лекарств? Нет, документам таможня не верит. «Решение» найдено региональная таможня по месту нахождения ЛПУ проведет проверку и представит ее результаты в таможенный орган по месту оформления груза. Определен и срок 60 дней с момента выпуска груза таможней. Вся процедура оформлена Распоряжением заместителя руководителя ФТС и вменена в обязанности региональных таможенных органов. Результат фонду потребовалось самому добиваться исполнения этого распоряжения и потратить на это от 3 до 12 (!) месяцев в зависимости от оперативности отдельных региональных управлений ФТС. Правда, не все таможни относятся так к своим обязанностям. В Краснодарском крае сотрудники таможни посетили пациентов «на дому», чтобы убедиться, что они получают и принимают препараты. По-видимому, подобная практика будет также «способствовать» формированию приверженности лечению, не говоря уже о принципе врачебной тайны и о раскрытии статуса пациента без его согласия.
- Пусть и с трудом, но Распоряжение выполнено. Можно обращаться в таможню по вопросу возврата гарантийных сумм и возобновить финансирование отложенных компонентов Программы. Заблуждение. Как оказывается, таможенный орган по месту оформления груза «не получил» документы проверок, но зато выявил «нарушения» со стороны фонда. Начинается длительная процедура поиска документов и выяснения фактов нарушения. В результате потеряно 2 месяца, но результат есть: «нарушений» нет, а акты проверок есть. Какая неожиданность!
- Теперь, когда лекарства переданы в ЛПУ, можно лечить людей. Можно лечить но только в стенах данного ЛПУ, прямо поименованного в документах! А как быть с территориями, превышающими европейские страны? Как обеспечить лекарствами исправительные учреждения ФСИН, разбросанные по территории субъектов федерации на многие сотни километров от областных центров? Где возьмут деньги пациенты, чтобы лично (!) прибыть за таблетками из отдаленных городов и поселков? Таможня и здесь «на высоте»: оказывается лекарства можно передать в другое учреждение, но с оформлением соответствующего нового удостоверения Комиссии при Правительстве Российской Федерации (смотри пункт 1 и все последующие). При этом игнорируется тот факт, что это удостоверение Комиссии придется оформлять фактически на каждую упаковку (или в лучшем случае несколько упаковок) лекарств. Круг замкнулся.
Вот мы и встречам первый снег ноябрь 2007 года. Если вспомнить, что последняя партия лекарств 1-го года Программы была ввезена в ноябре 2006 года, то можно отмечать годовщину. Но не хочется.
Дмитрий Голяев директор Проекта Глобального фонда Фонд «Российское здравоохранение» | СКМ Новости |